Профессия учителя: как завоевать внимание подростков и малышей

17 сентября 2014, 15:38
Главные уловки: игры, стойкость и рассказы

Журналистка в роли учительницы. Фото: А. Калинина

"Сегодня" продолжает серию спецрепортажей, в которых корреспонденты пробуют себя в разных профессиях. В этот раз мы отправились в школу провести десятиклассникам факультатив по основам журналистики.

ВОРОХ СПРАВОК. Чтобы устроиться в школу учителем, пусть даже на день, необходимо собрать кипу документов: диплом об образовании, справки с прививками и флюорографией, копии паспорта и разрешения от чиновников — кандидаты проходят серьезный отбор. "Когда с оформлением покончено, начинаем готовить конспекты уроков, расписываем все действия учителя и класса чуть ли не поминутно", — поучает меня учитель Наталья Долгова и советует держать подростков на занятиях в строгости. В мандраже весь вечер накануне урока я вчитывалась в свой университетский конспект, листала учебники и готовилась к встрече с подростками.

Реклама

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ. Когда учитель представил меня классу и вышел, сперва хотелось убежать вслед за ним. В чувство меня привел голос с задней парты: "Вас как зовут?". После знакомства я осмелела и приступила к делу. Говорю: "Открывайте тетради и пишите: "Тема урока — знакомство с журналистикой". Тут же по классу пробежал шумок, мол, шестой урок, сколько можно писать, давайте разговаривать. Я сразу вспомнила разговор, подслушанный в учительской: "Старшеклассники часто пытаются переманить молодых преподавателей на свою сторону и ничего на уроке не делать". Что ж, ладно, думаю я, придется "давить опытом", и начинаю пояснять школьникам, что не так давно сама сидела за партой и не понимала, как бессмысленная писанина пригодится мне в жизни. Чтобы окончательно переубедить своих слушателей, рассказала детям историю о том, как однажды краснела во время интервью с физиком. А все — из-за невнимательности на уроках. И это подействовало!

"УГАДАЙКА". Чтобы мои ученики усвоили информацию, я великодушно выделила им 10 минут на "прочитать и запомнить", а в конце устроила проверочный диктант, в котором нужно было описать, как они поняли то или иное понятие. От слова "диктант" по партам прошелся уже знакомый мне шумок все с теми же аргументами: "Устали и запомнить не можем".

Но учительница перед уроком предупреждала: "Нельзя идти на уступки ученикам, иначе сядут на голову". Поэтому я настояла на проверке знаний. Пока отличники и хорошисты зазубривали записанное, а двоечники играли со своими телефонами, не обращая внимания на мои замечания, я думала, как заставить их выучить понятия и при этом не перегружать. Мысль пришла неожиданно: нужно сыграть с классом в "Угадайку". Ребята охотно написали на клочках бумаги журналистские термины, сложили в шляпу и разбились по парам. Суть игры — в том, что, вытаскивая бумажку, ученик должен своими словами описать термин, а его напарник — угадать, о чем идет речь. В каждом раунде игры ученик описывает загаданное понятие все меньшим количеством слов, в конце переходя только к мимике и жестам. Результат налицо: на переменке довольные игрой школьники обсуждали впечатления и спорили о том, кто лучше понял тему.

Реклама

СОЧИНИЛИ НА ПАМЯТЬ. На втором уроке мы составили конспект и немного поиграли. А на прощание старшеклассники описали мне в виде сочинений свои впечатления от урока. Проверять их вечером было весело: разбирала я почерки с трудом, а над фразами типа "открывшись, за дверью показалась новая училка, и я подумал, что добра не будет", смеялась от души. В итоге стало ясно: сеять разумное тяжело, но видеть, как дети усвоили подготовленный тобой материал, — ужасно приятно.

Чтобы сравнить труд учителя в старших классах и младших, мы напросились в начальную школу-интернат провести урок труда: делали с малышами открытки и расписывали яйца. Если верить психологам, необычными занятиями маленькую аудиторию завлечь легко, и, заинтересованные новой учительницей третьеклассники, сперва начали внимательно меня слушать. Но тут возникла проблема: расходных материалов на 30 человек не хватило, поэтому малышам было велено разделиться на группы. Одна будет делать открытки, а другая — рисовать. Все почему-то хотели красить скорлупу, поэтому пришлось прибегнуть к помощи игры: ребятня мигом выучила новую считалочку, и с ее помощью разделилась. Сработало. В конце концов все прониклись духом творчества и начали мастерить открытки и красить яйца, а когда закончили — понеслись вручать их учителям и родителям. А я поняла, что с малышами веселее, но организационных проблем намного больше.