Прогулка по Харькову: Старый Цирк — арена для Попова и Никулина

17 апреля 2016, 06:30
Харьковчанам показывают закулисье, пуанты танцовщицы на проволоке и хлыст дрессировщика Запашного

Главного  купола почти не коснулись изменения. Фото: Соцсети

Харьковскому Старому цирку стукнуло 110 лет. Каменное здание силами арестантов построил предприниматель Генрих Грикке. Здесь выступали клоунский дуэт Бим-Бом, братья Владимир и Анатолий Дуровы, семья Труцци. Позже первые творческие шаги делал клоун Олег Попов, отрабатывал свои номера клоун Юрий Никулин. До сих пор здесь продолжают тренироваться артисты.

Реклама

Адрес Цирка: пл. Милиционера, 17

Информация по тел. 050 915-17-86, Оксана

Хлыст Запашного, спички Кио и парик Попова

Реклама

Стены кабинета режиссера-инспектора манежа Юрия Соболева увешаны старыми афишами и плакатами коллективов, которые выступали на здешнем манеже. Также здесь хранятся личные вещи знаменитых артистов: хлыст дрессировщика хищников Вальтера Запашного (отец российских дрессировщиков братьев Запашных. — Ред.), который часто отрабатывал в харьковском цирке свои опасные номера, парик клоуна Олега Попова, спички иллюзиониста Эмиля Кио, фрак клоуна Александра Родина, шляпа клоуна Николая Шульгина, пуанты танцовщицы на проволоке Розы Хусаиновой.

Балкон для водевилей и концертов Шаляпина

Реклама

Балкон над форгангом — занавесом, отделяющим арену от входа за кулисы, — в прежние времена был площадкой, где играл оркестр, сопровождающий представления. Кроме того, он служил сценой для театральных постановок. Во время спектаклей арена трансформировалась: барьер по краю разбирали и на манеже ставили кресла, так он превращался в театральный партер. Здесь давались водевили Старицкого, Кропивницкого, и возможно, даже пел Шаляпин.

Под манежем — глина, конский навоз и опилки

В современных цирках покрытие арены резиновое, но в Старом посетители могут увидеть, как делали манежи в старину. Как и 100 лет назад манеж состоит из пяти слоев общей толщиной до полуметра: нижний слой — земля, затем — конский навоз, после него — глина, затем — смесь глины с опилками и в завершение — чистые свежие опилки. По словам режиссера-инспектора манежа Юрия Соболева, такое покрытие помогает минимизировать травмы артистов при падении, а главное — удобно для отработки конных номеров. Опилки меняют не реже чем раз в два месяца.

Битое стекло под куполом — для звука

В здании цирка прекрасная аккустика — все слышно без микрофонов не только благодаря полусферной форме купола. Есть еще один секрет: под деревянной обшивкой находится слой битого стекла, который отражает звук. А канаты для гимнастов цепляют к решетке, подымаясь по лестнице на улице.

В Царской ложе — пульт осветителя

Когда-то помещения цирка были богато украшены бархатом, люстрами и зеркалами. Самой роскошной была ложа градоначальника или царская. Сейчас здесь находится световой пульт, при помощи которого специалист руководит освещением арены. От былой роскоши остались лепка в амфитеатре и пара зеркал в фойе.

Воспитывают будущих артистов с пяти лет

Помещения на втором этаже, где прежде располагался буфет и комната для отдыха зрителей, переоборудовали в репетиционный зал. Сейчас здесь занимаются воспитанники детско-юношеской студии циркового искусства "Старый цирк". Будущих артистов начинают готовить с пяти лет, уделяя внимание физподготовке, изучению актерского мастерства, истории цирка и техники манежа.

В закулисье цирка — клетки и реквизит для шоу

Все закулисное пространство Старого цирка, работники и воспитанники цирковой студии называют конюшней. В нижних помещениях, откуда есть выход прямо во двор, хранится реквизит артистов для различных постановок, есть также помещения для хищников, крупных животных и клетки для птиц. Конюшни и манеж для выступлений соединяет специальный коридор.