Прогулка по храмам Одессы

28 марта 2015, 08:20
В районе вокзала находятся сразу несколько церквей, кусочек священной Греции и икона Богоматери, которая спасла город

Свято-Ильинский монастырь. Фото: Соцсети

В Одессе очень много храмов самых разных религий и конфессий. Связано это с тем, что на этой части Черноморского побережья селились люди самых разных национальностей, и первое, что они строили на новых землях, — это храм. В многонациональной Южной Пальмире наряду с православными существуют католические храмы, греческая и армянская церкви, синагога, недавно построен центр мусульманской культуры. Увы, некоторые сооружения не устояли в первую половину ХХ века: например, в 1936 году город потерял красивейшую Михайловскую церковь на улице Троицкой. А вот главную синагогу города, когда власть перешла в руки большевиков, передали местному пединституту, зал для молитвы превратили в баскетбольный.

Сегодня мы прогуляемся по тем святыням, которые расположены в районе железнодорожного вокзала. Обилие церквушек в этой местности историки объясняют тем, что сюда легко было добираться паломникам, следовавшим через Одессу в Грецию и Палестину. Подъехав на паровом трамвае со станции Одесса-Товарная до Тюремной площади (ныне Привокзальной), они останавливались в храмах, чтобы набраться сил для дальнейшего путешествия.

Реклама

Войну от берегов отвела икона

Первое культовое сооружение на нашем пути — Свято-Успенский кафедральный собор, заложенный в 1855 году святителем Иннокентием и построенный архитектором Людвигом Оттоном. Самая главная святыня здесь — Касперовская чудотворная икона Божией Матери, которая спасла Одессу во время Крымской войны. Пока англо-французские орудия обстреливали город, одесситы принесли икону в город, и он остался практически невредимым. В настоящее время несколько раз в году здесь совершал Божественную литургию глава Украинской православной церкви — Блаженнейший митрополит Владимир.

Реклама

Коммунисты взорвали храм

Если с Преображенской свернуть на Малую Арнаутскую, а с нее — в Колхозный переулок, то перед вами предстанет скромное двухэтажное здание, за которым виднеется небольшой купол. Это — Русская православная старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которая появилась здесь в 1911 году, единственная в Одессе. В книгах сохранились свидетельства старообрядцев о том, что здание их церкви было очень красивым, но это не помешало фанатам коммунизма взорвать храм в советские годы. Возобновили богослужения только в 1944 году. Да и то, в 2005-м, во время реконструкции "Привоза" и активной застройки прилегающих территорий, храм едва не снесли.

Реклама

Афонская частичка рядом с вокзалом

Свято-Пантелеймоновский мужской монастырь находится аккурат напротив железнодорожного вокзала. В советское время здесь был планетарий, а изначально его строили как подворье для паломников. При этом строительным материалом послужили камни, привезенные с горы Афон. Третий этаж должен был символизировать гору, а лестница — подъем к ней. Стены украшала живописная роспись, которую советские маляры "похоронили" под несколькими слоями краски. Только в начале 1990-х годов, незадолго до Пасхи, алтарник хотел укрепить икону Спасителя и стал вбивать в стену гвоздь. В это время откололся кусок штукатурки, а под ним открылись глаза Господа.

Беспокойный дух архимандрита

Свернув с Пантелеймоновской на Пушкинскую, можно увидеть еще один монастырь — Свято-Ильинский, основанный в 1884 году. Спустя шесть лет с момента основания на подворье появился храм, для которого афонские иноки привозили уже не только камни со Святой горы, но и кирпичи из Константинополя и Крыма. А самой ценной для церкви была копия чудотворной иконы Божьей Матери "Млекопитательница", которую сделали с оригинала в монастыре на горе Афон.

В начале 1920-х годов подворье как таковое перестало существовать, но сама церковь продолжала действовать. В монастыре сохранились рассказы о том, что прихожане и служители тех времен слышали из подвала странные стуки непонятного происхождения и стоны, и считали, что это основатель подворья, архимандрит Гавриил Афонский, не может обрести покой. "Его похоронили в склепе под подворьем в 1901 году. Подворье не использовалось, и точное место захоронения забыли. Нашли его только в 1994 году, когда архимандрита причислили к лику святых.

Храм напротив тюрьмы и ночлежка

Если снова выйти на Пантелеймоновскую, вы окажетесь у здания, которое напоминает княжеский дворец. Это еще одно подворье для паломников, только уже Свято-Андреевского скита. Это здание было первым проектом архитектора Юрия Дмитренко, напротив него располагалась городская тюрьма. На подворье было не только два домовых храма (во имя апостола Андрея Первозванного и Сергия Радонежского) и кельи монахов, но и дом, где сдавались частные квартиры. В 1896 году за 60 копеек в сутки на подворье несколько лет жил 16-летний мальчишка Саша Гриневский, который станет писателем Александром Грином, а в 1906 году останавливался 14-летний Костя Паустовский с родителями.

До войны на подворье располагался клуб железнодорожников, после — Дворец культуры, а сейчас — храм Тихвинской Иконы Божьей Матери.

Греко-католики служат на улице

Чтобы попасть к последней святыне нашей прогулки, нужно от Свято-Андреевского подворья пройти еще один квартал по Пантелеймоновской и свернуть на Гимназическую. Среди двух жилых дом здесь затесалось неприметное двухэтажное сооружение зеленоватого оттенка, козырек над входом в которое украшает небольшой купол. Это храм Святого Апостола Андрея Первозванного Украинской греко-католической церкви. В Одессе греко-католический приход появился в 1917 году. Его основал священник Илья Клывак, который возвращался через Одессу из ссылки в Сибири. Он проводил богослужения и хотел построить храм, но его мечта воплотилась только после смерти — в 1992 году, когда в городе восстановили полноценный греко-католический приход. Настоятель храма подсчитал, что около 10 тысяч одесситов исповедуют греко-католичество, при этом маленькое помещение церкви не вмещает и двухсот человек, так что во время богослужений десятки людей остаются на улице. Общине уже несколько лет обещают выделить землю под новый храм, но пока дальше планов и обещаний дело не идет.