Психологи Гуманитарного штаба возвращают детство маленьким жителям Донбасса

1 сентября 2017, 15:58
Выгнать войну из детских душ получается далеко не сразу

Детям помогают психологи. Фото: Гумштаб

Знает ли кто-то о страхах больше, чем дети Донбасса? Те, кто боится темноты, грозы и пауков, наверное, не сразу поймут ребят, которые страшатся войны. Настоящей, не книжной, грязной, несущей только страх, боль и слезы. И если темноту можно разогнать включенной лампой, а паук рано или поздно убежит сам, то выгнать войну из детских душ получается далеко не сразу. Слишком яркие и слишком горькие эмоции, незаживающие душевные раны, стресс, который и взрослым-то выдержать не под силу…

НА ВЗВОДЕ. Для 11-летней Маши Самановой из Мариуполя все плохое уже позади и постепенно из памяти стираются самые страшные дни 2014-2015 годов, когда Маша с родителями жила в Донецке.

Реклама

"Мама сказала, что нам не повезло с квартирой – мы живем прямо на войне, – говорит девочка. Ее дом находился в поселке шахты "Трудовская", в Петровском районе Донецка. – И я помню, что даже ночью в окнах было светло, потому что были пожары. Сначала взрывалось что-то, а потом начинало гореть. Мама и бабушка плакали почти все время. И я знаю, что когда слышен громкий удар, надо сразу упасть на пол и лежать, пока не стихнет, потому что это может быть и бомба".

Когда нервы у семейства не выдержали, Самановы уехали в Мариуполь. Но там выяснилось, что смена места жительства никак не повлияла на девочку. Ее буквально преследовали страхи: при громких стуках или хлопках Маша, не задумываясь, падала на землю, ночью в ее комнате постоянно горел ночник – ребенок стал панически бояться темноты.

"Еще дочь была как будто постоянно "на взводе": вспыльчивая, как спичка, резкая, издерганная. Однажды после моего вполне безобидного вопроса "Ты чего надулась, как мышь на крупу?" у Маши случилась истерика, – рассказала мама девочки Ульяна. – Мы не знали, что с этим делать. Посоветоваться было не с кем – знакомых в Мариуполе у нас не было, обратиться не к кому".

Реклама

ЛЕГКОСТЬ. Как это часто бывает, помощь пришла почти случайно. В автобусе Ульяна услышала разговор двух пассажирок о том, что психологи Гуманитарного штаба Рината Ахметова работают с детьми, физически и морально пострадавшими от войны. Узнав, где работают психологи Гумштаба, Ульяна отвела к ним девочку. И они вынесли вердикт.

"Да, у Маши был сильнейший стресс, посттравматические расстройство. Вот такая у нее реакция на войну… Я была уже в отчаянии, потому что страшно боялась за дочь. Психологи меня успокоили, сказали, что есть методика специально для таких деток, чтобы их успокоить, стабилизировать, вернуть к нормальной жизни. Машенька стала ходить на занятия по несколько раз в неделю. Однажды она рассказала, что нарисовала свой страх на бумаге, а потом сожгла ее. Говорит "мама, у меня как будто на груди был тугой ремень – и вдруг он исчез, даже дышать легче стало", – рассказывает Ульяна. Сама Маша описывает свое новое состояние как "легкость".

"Я уже не так боюсь громких звуков, стала спокойнее и даже пробую спать без света в комнате", – с улыбкой говорит девочка.

Реклама

В июле Маша побывала в лагере "Солнечный" по программе Гумштаба "Мирное лето – детям Донбасса", где нашла новых друзей, отдохнула и набралась сил среди целебных лесов донбасского Святогорья. Каждый день с детьми,

узнавшими, что такое война, занимались психологи, которые помогли им избавиться от страхов, стресса и снова вернуться в прекрасное состояние детства.

"Чем раньше оказывается психологическая помощь и поддержка, тем меньше риск развития негативных последствий в будущем", – уверяет Марина Сорокина, координатор психологической службы Гуманитарного штаба Рината Ахметова.

Напомним, за три года 55 923 человека получили психологическую поддержку от специалистов Гумштаба, которые прошли подготовку по курсу "Травма войны".