Работа почтальона: люди отправляют друг другу рыбу, а послания летят в окно

19 сентября 2014, 04:29
"Сегодня" продолжает публиковать серию спецрепортажей "Проверено на себе"

Журналиста от почтальона с виду не отличишь, но один эту газету делает, а другой разносит. Фото: А. Калинина  

В этот раз "Сегодня" раскроет секреты, казалось бы, уже забытой работы почтальона и на себе испытает, каково это отправлять посылки, сортировать письма и разносить корреспонденцию, опасаясь четверолапых друзей адресатов.

НЕ ДЛЯ НОВИЧКОВ. Работа почтальона 45-го отделения, обслуживающего центр Одессы, начинается в 8:00 утра. Сотрудницы приходят в отделение, берут пенсии, товары первой необходимости и отправляются разносить их по адресам, где посылки и конверты с нетерпением ждут у окошек заскучавшие старики. Правда мне, как новичку, сначала предложили ближе познакомиться с работой участка и его правилами, дескать, разносить пенсии — дело не хитрое, но опасное, ведь случаи нападения на почтальонов участились, а из средств защиты у них только газовый баллончик, выданный ведомством. 

Реклама

ШЛЮТ РЫБУ И ЯЙЦА. Пока гонцы разбежались по адресам, начальник отделения Лилия Георгиевна учила меня оформлять посылки. Во время нашего "урока" в отделение заглянул посетитель, которому нужно было отправить в Сингапур три банки рыбных консервов. Я такому набору удивилась, мол, у морского города-государства что, своей рыбы в жестянках нет? А почта к такому уже привыкла. "Через нас и яйца сырые пересылали, и мясо свежее. Разве что животных не было", — смеются сотрудники. Удостоверившись, что таможня пропустит передачу, мы запаковали консервы в картонную коробку. "У нас есть мужчина, который отправляет свои посылки за границу исключительно в "патриотичных" коробках. Говорит, это наш бренд", — делятся операторы. Примерно к началу обеденного перерыва почтальоны возвращаются в отделение и дружно начинают принимать доставленную почту, а потом — грузить посылки.  

МАРКИ С МАЙДАНОМ. Выгрузив из автомобиля звенящие коробки со стаканами, я приступила к сортировке писем. Конверты в отделение привозят в больших белых полипропиленовых мешках, которые обязательно нужно переворачивать вверх дном. "Того и гляди, что какое-нибудь письмецо за дно зацепится и не попадет к адресату", — учат наставницы. Правда, мои попытки помочь рассортировать письма по участкам, закончились полным провалом: чтобы определить, куда относится послание, нужно постоянно сверяться со списком адресов, который здешние "печкины" знают наизусть. А еще я постоянно отвлекалась на марки: на конвертах встречаются ретромобили, архитектурные памятники и даже пейзажи Евромайдана — с протестующими и елкой, увешанной плакатами. Впрочем, за это здесь не ругают. Оказывается, смотреть на марки даже полезно, ведь однажды сотрудники почты пропустили конверт с рисунком вместо наклейки. "Так хорошо было нарисовано, что с первого взгляда от марки и не отличишь", — смеются работники отделения. Подделку обнаружили лишь когда выдавали заказное письмо.

СПОСОБЫ ДОСТАВКИ. Наконец, разобрав корреспонденцию, мы с почтальоном Оксаной начинаем складывать почту по порядку адресов, а я тем временем запоминаю полезные советы. Если на один адрес приходит и письмо, и газеты, вкладываем конверт в прессу: ее вряд ли кто-то украдет, а вот на послание могут позариться. Когда доставляем печатные издания в библиотеки — отдаем под подпись. Мол, если читатель потеряет газету, то могут обвинить почтальона в том, что он ее не донес. "Мы тут и психологи, и телефонная служба поддержки, ведь на почту часто звонят люди, советуются, а когда заносишь им письмо — рассказывают о своем здоровье, о детях", — делится опытом Оксана. И рассказывает, что одну газету нужно положить в ящик, другую — забросить в открытую форточку, а третью — передать соседям адресата. Я побоялась подходить к почтовому ящику, который охраняла, как мне показалось, злая собака. А вот местные гонцы всех четырехлапых питомцев на своих улицах знают поименно. "Это Джульбарс, он добрый, — успокаивает меня Оксана, — Правда, есть и такие, которые могут укусить".

Реклама

Сотрудники почтового отделения признаются: поначалу считали свою работу временной, но, отработав всего три месяца, оставались навсегда. "Только недавно от нас ушла на пенсию Евгения Михайловна, которая 53 года проработала почтальоном и вырастила почти три поколения адресатов на своем участке", — восхищается женщиной начальник отделения Лилия Ивасюк. А сама признается — работает на почте уже 17 лет. За это время Лилия успела побывать начальником, почтальоном, кассиром и даже сортировщицей. Впрочем, работы руководительница не боится, и если не хватает свободных рук, запросто может подменить подчиненных. Но самая интересная работа, по ее мнению, достается на почте операторам, ведь они общаются с клиентами, а их ежедневно приходит около 150 человек. Кто письмо или посылку отправить, а кто — оплатить коммунальные услуги или купить билеты.

Хотя, казалось бы, традиционная почта в связи с развитием информационных технологий постепенно теряет свое значение, объемы работы здесь не меняются уже два десятка лет. "Если раньше было больше писем и газет, то сегодня основную массу составляют посылки: интернет-магазины работают хорошо", — смеется Лилия Ивасюк. По ее подсчетам, ежедневно через руки сотрудников проходят около 520 писем и посылок, а также примерно 360 газет. Как ни странно, больше всего писем шлют пенсионерам и молодежи. Первым пишут дети и родные из-за границы, а последним — суды. Почтальоны смеются, мол, это потому, что сейчас даже кошки с собаками судятся.