Школы Харькова переоборудуют для инклюзивного образования, родители от идеи не в восторге

3 марта 2017, 16:47
Ученикам на колясках установили лифт в столовую и наняли такси

Наравне со здоровыми. В 124-й школе дети с особыми потребностями не хуже других осваивают учебный материал. Фото: school124.edu.kh.ua

В Харькове планируют развивать инклюзивное образование. Совсем скоро в каждом районе города появятся специально оборудованные школы, где смогут учиться дети с особыми потребностями в одних классах со здоровыми сверстниками.

Как пояснили в гордепартаменте образования, связано это со вступлением в силу постановления Кабмина о постепенном переходе обучения детей с особыми потребностями из школ-интернатов в общеобразовательные школы. Уже с 1 сентября учебно-воспитательный процесс в них должен быть адаптирован для таких детей, чтобы они могли без проблем вливаться в новый коллектив.

Реклама

"В планах города — определить опорные школы в каждом районе города и создать в них классы инклюзивного образования. Для этого будут готовить профильных педагогов, логопедов, дефектологов и психологов. В Харькове есть уже детские сады с такими специалистами", — рассказала директор гордепартамента образования Ольга Деменко.

Доступность. В столовой смонтировали подъемник. Фото: city.kharkov.ua

Реклама

Пока же в городе работает лишь одно учебное заведение, приспособленное под нужды детей-инвалидов. В школе №124 на Салтовке есть два пандуса, специальный лифт, подъемник в столовой и отдельные санузлы. Кроме того, при школе работают два инватакси для детей, а в девяти инклюзивных классах науку осваивают 20 ребят, большинство которых страдают ДЦП. Все они интеллектуально развиты не хуже здоровых одноклассников, и учителя работают с ними так же, как с другими учениками. Некоторые из них даже претендуют на золотую медаль. Единственное отличие этих детей в том, что им помогают учителя-ассистенты, перевозя их на колясках.

В школе №124 уже обучается 20 ребят с особыми потребностями

По словам директора заведения, здоровые дети вполне нормально отнеслись к необычным одноклассникам. "Когда семь лет назад к нам заехал первый ребенок в коляске, у нас еще не было подъемника в столовую. И каждый школьник, который оказывался рядом, хотел помочь и перенести коляску через ступеньки", — рассказала нам директор школы №124 Валентина Киевская.

По ее словам, задача инклюзивного образования — отправить ребенка с особыми потребностями в социум, но важно, чтобы диагноз особого школьника не сказывался на других детях. "Представьте, что мальчик ни с того, ни с сего, встает и начинает во время урока ходить по классу. Или, например, учитель обращается к ребенку с вопросом, и он 5—10 минут пытается что-то сказать. В это время урока, считай, нет. С одной стороны, это правильные намерения, но мы должны тщательно все продумывать, чтобы не вредить тем, кто здоров", — делится мнением директор.

Реклама

В то же время взрослые харьковчане не готовы к таким нововведениям. По словам председателя городского родительского совета Марины Хоши, опрос среди учителей, родителей и школьников показал, что дети — намного толерантнее и терпимее многих родителей.

ГДЕ УЧАТСЯ ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ

В первой столице проживает почти 2500 детей с особыми потребностями. В 184-х общеобразовательных школах сейчас обучаются 1144 ребенка с инвалидностью, 31 из которых передвигается на коляске. В гордепартаменте образования говорят: четыре года назад в школе №38 на ул. Харьковских Дивизий, 15/1, открыли инклюзивные классы для детей с нарушениями речи. В сеть учебных заведений города также входит специальная вечерняя школа №23 для слабослышащих и глухих детей на ул. Чеботарской, 51 (таких учреждений всего пять на всю страну).