Театральная прогулка по Одессе

27 апреля 2015, 04:19
Дункан танцевала для политсекретариата, а в здании театра без кресел поселились Олеша и Паустовский

Театр оперы и балета. Фото: Соцсети

Недавно мы гуляли по Екатерининской улице, а сегодня решили завернуть в переулок Чайковского, который притаился между Екатерининской и Пушкинской. Имя переулку дал композитор Чайковский, который дирижировал в одесской Опере, которая за 200 лет так и не обзавелась призраком. Впрочем, переулок был Театральным (и по сути, и по названию) еще до появления здесь Петра Ильича. На подмостках драмкружка оттачивала свое мастерство Вера Инбер, Айседора Дункан танцевала для политсекретариата, а Маяковский читал свои стихи. "Некогда тут был цирк — огни, львы, хохот... Позже — Мариинский театр, где что ни вечер, то зажигательный танцевальный бал, колдовской "маскерад" или искрометная оперетта", — пишет краевед Ростислав Александров, добавляя, что переулок всегда был центром театральной жизни Одессы.

Кружок остроумных и узкая афиша

Реклама

Наша первая остановка — на углу Екатерининской улицы. Первый же дом по левой стороне переулка Чайковского привлекает взор оригинальными скульптурными композициями на фасаде. Краевед Юрий Парамонов пишет, что раньше этот дом принадлежал известному кондитеру Бонифаци и был построен в 1906 году архитектором Меснером. "Особенно монументально выглядит вход в здание с переулка Чайковского, напоминая вход каких-то древних, может, даже вавилонских гробниц", — пишет исследователь Одессы.

После революции здесь разместился КРОТ — Кружок работников остроумного театра, в котором оттачивали свое мастерство Вера Инбер и Рина Зеленая. Кстати, последняя именно на подмостках КРОТа превратилась из Екатерины в Рину. Одесситы шутят, мол, просто не хватило места на афише.

Реклама

В настоящее время это жилой дом с административными помещениями.

Театр без кресел

Реклама

Если углубиться в переулок, то уже на следующем доме вы заметите мемориальную доску: "Тут жили братья Ширман". Речь идет о клоунах — Роман, Александр и Михаил Ширманы проработали на арене больше 30 лет, а актер Юрий Никулин в своих воспоминаниях писал: "Они были подлинными кумирами манежа. А уж Одесса души не чаяла в своих земляках. В их творческой судьбе был период, когда они семь лет подряд выступали в этом городе, а успех буквально на каждом выступлении был неизменным. Случай, можно сказать, уникальный".

До арены братьям было недалеко — цирк расположился в соседнем доме. Тут также давал представления Мариинский театр, в котором не было кресел, а публика сидела прямо на ступенях. Позже именно в этот дом переехала семья Карла Олеши с малолетним сыном Юрием, а в юности здесь проживал Константин Паустовский.

Подмостки Дункан и Маяковского

Сразу за бывшим цирком и лестницей, ведущей в сквер Пале-Рояль перед Оперным театром, — дом с тремя мемориальными табличками. Согласно свидетельствам, в конце XIX века здесь была гостиница "Северная", где останавливался Антон Чехов, увлеченный актрисой оперного. Здесь же жили педагог Константин Ушинский и тогдашний дирижер театра Петр Чайковский. Во время австро-немецкой оккупации города гостиница использовалась как тюрьма, после революции тут были театр стрелковой дивизии и театр Политсекретариата, где танцевала Айседора Дункан, клуб имени товарища Рыкова, где в 1924 году выступал Владимир Маяковский. В 1931 году в здании открылся Театр юного зрителя, который работал тут до переезда на Греческую улицу достаточно длительное время. В настоящее время в здании разместились коммерческие организации.

Оперный театр на площади Спинозы

Вернемся на нечетную сторону переулка Чайковского — сюда выходит тыльный фасад величественного Театра оперы и балета, где в свое время выступали Римский-Корсаков, Рахманинов, Федор Шаляпин. Первое здание его было открыто в 1810-м и сгорело в 1873 году. Современное здание театра построили в 1887-м архитекторы Фельнер и Гельмер в стиле нового венского барокко, а в начале ХХ века, после революции, площадь перед театром носила имя философа Бенедикта Спинозы. Кстати, во время Великой Отечественной войны фашисты планировали взорвать здание театра при отступлении, но, к счастью, этого не произошло. "Привлекает внимание лестница, ведущая из переулка Чайковского на Театральную площадь около тыльного фасада театра. Лестница имеет 28 гранитных ступеней с чугунными перилами. На чугунных перилах, среди перевитых букв "О" — старый герб города Одессы", — пишет исследователь Одессы Парамонов. За площадью переулок Чайковского упирается в улицу Ланжероновскую, на которую выходит центральный вход храма служителей Мельпомены. Сразу за ним — элитный малоквартирный дом "Орфей". 

Первая многоэтажка и древний город

Почти у самого пересечения с Ланжероновской — очередной памятник архитектуры. Дом построил в 1844 году итальянский архитектор Франц Боффо, где и жил некоторое время. Это, кстати, была одна из первых многоэтажек в Одессе. Напомним, по проектам зодчего в Одессе возведены Воронцовский дворец, Потемкинская лестница.

По информации исследователя-краеведа Юрия Парамонова, при строительстве дома были найдены остатки древнегреческих ваз, что подтверждало: город строился на месте древнего греческого поселения. "Позднее древности были также обнаружены на Приморском бульваре", — добавляет он. Сейчас это место ограждено стеклянным саркофагом, где туристы могут полюбоваться останками древнего города. Сегодня дом Боффо значительно обветшал, местами отсутствуют куски лепнины, а фасад густо покрылся трещинами. Правда, во двор обычному прохожему попасть не удастся — его скрывает чугунная решетка с кодовым замком.

Забытый музей морского флота

Если на перекрестке повернуть направо, на Ланжероновскую, то буквально спустя пару сотню метров вы увидите по правой стороне Одесский музей морского флота. Его здание было построено в 1842 году по проекту Торичелли. После пожара в 2005 году, когда сгорели практически все экспонаты и документы, музей не работает. Прежде здесь можно было проследить историю развития мореплавания с древнейших времен до наших дней по семидесяти тысячам уникальных экспонатов. Посетив музей, можно было побывать на настоящем капитанском мостике корабля, в радиорубке и в матросском кубрике, увидеть жизнь подводного мира и охоту на китов, осмотреть сотни филигранно исполненных моделей — от старинного парусника до атомохода "Ленин", ознакомиться с современной портовой механизацией. И хотя власти обещали завершить реконструкцию и открыть музей еще в прошлом году, за 10 лет отреставрировали только фасад здания, так как оно выходит на одну площадь с Оперой и составляет единый архитектурный комплекс. Полюбоваться коллекцией якорей сегодня можно в музее под открытым небом на морвокзале.