В Харькове открыли музей ЮЖД с 36-ю старинными паровозами

24 июля 2014, 19:00
Музей открыли под открытым небом прямо на вокзале

Музей ЮЖД. Фото: Е. Волкова

Реклама

К Северному терминалу на вокзал "Харьков-Пассажирский" подогнали 36 старинных паровозов, которые отныне являются экспонатами музея под открытым небом ЮЖД. Увидев уникальный транспорт издалека, не подойти поближе, чтобы прикоснуться к раритету и сделать фото на память, просто невозможно.

Идею музея под открытым небом площадью более тысячи "квадратов" начали воплощать в жизнь еще год назад.

"Мы решили сделать акцент на истории железнодорожной техники и более года искали экспонаты на предприятиях ЮЖД. Сейчас здесь уже более 500 макетов поездов, инструментов для ремонта паровозов, старинных документов, льготных билетов пассажиров довоенного времени и многое другое", — рассказывает директор музея Андрей Прохоров.

Реклама

При входе в крытый музей ЮЖД посетители видят гигантский макет тройного моста, прототип которого по сей день существует возле станции "Новоселовка". Рядом — десятки дореволюционных рельсов, которые когда-то служили... крышей.

"Музей находится в реконструированном здании товарного склада, который построили еще в 1950-е. Когда рабочие укладывали кровлю, использовали старые рельсы, изготовленные начиная с 1901 года, ведь к тому времени они уже не выдерживали вес поездов. Все эти рельсы сделаны на разных заводах Украины, а также в Польше и Германии", — объясняет Прохоров.

В этом же зале под стеклом — самые старые экспонаты ЮЖД: 120-летние облигации железнодорожных обществ, билеты и удостоверения железнодорожников тех лет.

Реклама

Пройдя в следующий зал, оказываешься среди сотен миниатюрных поездов, сделанных в советское время харьковским моделистом Борисом Федоровым. Здесь детвора уже облюбовала четырехметровый макет железной дороги с инфраструктурой европейского города.

"Над ним автор начал трудиться около 50 лет назад. А в наш музей макет попал из жилой квартиры в центре Харькова: после смерти моделиста он достался его родным, занимал целую комнату. Передав его нашему музею, потомки Федорова выполнили его последнюю волю", — рассказывают в музее.

В третьем зале невозможно пройти мимо воссозданного кабинета с антикварной мебелью одного из экс-руководителей железной дороги, который возглавлял ее еще до революции. "Эта мебель хранилась в здании управления ЮЖД и уникальна тем, что пережила войну, в то время как остальная была уничтожена", — объясняет директор музея.

На площадке возле крытого музея сотрудники обращают внимание на паровоз "Феликс Дзержинский", который сделали в Луганске еще 75 лет назад.

"К нам его привезли из Гребенки, где он долгое время стоял на постаменте", — рассказывает Прохоров.

К слову, многие харьковчане, увидев отреставрированного "Феликса", просят хоть на минуту пустить их в кабину машиниста. И хотя экскурсии вовнутрь в музее пока не проводят, "Сегодня" все же удалось побывать в раритетном паровозе. Несмотря на то что все приборы выглядят, как новенькие, по словам директора музея, паровоз все же не на ходу.

Немного моложе — 60-летний танк-паровоз 9П, позади которого прикреплен один из самых старых вагонов на ЮЖД.

"Это нормальный товарный вагон — НТВ, сделанный в 1922 году. НТВ предназначался для перевозки груза, однако в то время сюда умещалось 8 лошадей и даже до 40 пассажиров", — рассказывает Андрей Прохоров, уверяя, что в будущем экспозицию музея еще будут пополнять.

Увидеть железнодорожный раритет можно со среды по воскресенье с 9:00 до 18:00.