В Одессе актеры стали учеными и экспериментируют с картошкой, гвоздями и катапультой

29 ноября 2014, 04:19
Сейчас источниками научного вдохновения для ученых становятся не только учебники, но и собственные дети

Фото: из архива А. Бортова

Реклама

Залпы катапульты, туман и одновременный полет сотен теннисных шариков в зале Украинского театра — такой "беспредел" на большой сцене себе могут позволить только забавные учителя Школы научных чудес. Два года назад они собрались и решили доказать одесской ребятне, что наука — это весело и интересно. "Сегодня" пообщалась с чудаковатыми учеными и узнала, что им самим пришлось засесть за школьные учебники, а на предстоящих зимних каникулах они покажут летающий борщ.

ПЕРЕКВАЛИФИКАЦИЯ. Хотя в этом месяце учителя-волшебники отметили второй день рождения своего коллектива, они признаются, что на самом деле им скоро будет уже три: около года еще ушло на подготовку "одесского Хогвартса" перед его открытием. "Мы уловили какой-то вакуум в детских спектаклях, там в основном только куклы, сказки, и решили его заполнить научными экспериментами", — признался "Сегодня" директор Школы Андрей Бортов, который стал инициатором идеи и окружил себя единомышленниками.

К слову, ни сам Андрей, ни участники его команды, физиками и химиками по образованию не являются, поэтому первым делом актеры засели за учебники. "Алла Черникова пришла к нам из эстрадно-циркового училища, Владимир Лилицкий и Никита Тарола — актеры, причем Вова очень успешно играет в Русском театре", — представляет научных кудесников Бортов. Кстати, сам он — инженер и режиссер массовых мероприятий. "Мы стремимся не просто сыграть роли, но и показать детям, что науки не нужно бояться", — говорят ребята.

Реклама

ЖГЛИ ХАЛАТЫ. По словам директора Школы, будущие учителя брали за основу законы из школьных книг по физике, химии, природоведению, а потом зрелищно и понятно пытались показать их в действии. "Например, туман образовывается из-за того, что теплый воздух встречается с холодным. Мы сначала понемногу смешивали кипяток с жидким азотом, у которого очень низкая температура, а потом и ледяной "взрыв" научились делать", — поясняет Андрей и добавляет, что во время подготовки к выступлениям и без прожженых халатов не обошлось, а первые "реагенты" ребята тащили из дома, несли у кого что было.

Сейчас источниками научного вдохновения для ученых становятся не только учебники, но и собственные дети, малышня друзей и племянники. "Узнаем, что они делали в школе, с чем были трудности и берем себе на вооружение до следующего выступления", — смеется Андрей. Веселый ученый признается, что сегодня в команде уже есть люди, которые помогают генерировать идеи, образы, афиши, плакаты, но самые главные "генераторы" все-таки сами актеры. "Мальчишкам интересно похимичить, что-то взорвать, а девочке хочется кого-то научить чему-то правильному. Вот Алла и выступает у нас в образе Кати Зазнайкиной, шуточной ходячей энциклопедии", — делятся учителя. Сама же "энциклопедия" добавляет: "Я очень люблю свою работу, и ребята мне нравятся. Конечно, как Катя Зазнайкина "отгребаю" за всех, но все равно их очень люблю", — улыбается девушка.

КАК ЙОГИ. Перед каждым выступлением Алла с мальчишками тщательно тренируются, докупают и готовят реквизит: для больших выступлений одними вещами из домашнего обихода не обойдешься, хотя ребята и стараются использовать те компоненты, которые есть почти в каждом доме, чтобы детишки могли повторить опыты. "Чуть ли не каждую программу докупаем в специальных магазинах новые колбочки, пробирочки. Однажды нам понадобилось около трех тысяч теннисных шариков, чтобы они разлетелись по всему залу, а сейчас нужно две с половиной тысячи гвоздей, чтобы положить на их острия человека и доказать: проделывать такое могут не только йоги", — поясняет Андрей Бортов. Для некоторых экспериментов ученые-актеры даже сооружают специальные машины: генератор маятниковых волн, катапульту, воздушную пушку и большую "таблетку" с отверстием посередине, которая выдувает огромное дымовое кольцо. "Мы делаем чертежи этих машин с учетом того, чтобы эксперимент был ярким и зрелищным, а потом обращаемся за помощью к людям, которые создают такие конструкции", — поясняют в школе. В благодарность за старания маленькие зрители обычно подбегают к сцене и соглашаются принять участия в эспериментах. "Я с мамой ходил на представления школы два раза и видел, как вода меняет свет и как лед превращается в газ, но минует стадию воды", — рассказал "Сегодня" 13-летний Марк Корней и добавил, что теперь получает только хорошие оценки по природным наукам.

Реклама

О своих планах в Школе не распространяются, мол, готовят сюрпризы. "Сегодня" узнала, что одним из таких на зимних каникулах станет научная кухня, где будут экспериментировать исключительно с продуктами. "Покажем летающий борщ и будем стрелять картошкой", — интригуют ученые.

ФОКУСЫ. Для особенно любознательных деток учителя Школы научных чудес проводят дополнительные занятия юных экспериментаторов. На этих уроках "чокнутые профессора" рассказывают, как можно экспериментировать с компоненатами, которые есть в каждом доме. "Например, когда-то мы проводили с детворой эксперимент под условным названием "Живопись на молоке". Для этого опыта нужны самые обычные продукты и компоненты: молоко, сода, акварельные краски или пищевые красители", — приоткрывают завесу своих таинственных экспериментов в Школе научных чудес. Ученые-актеры говорят, что если сделать все правильно в домашних условиях, молоко в стакане будет смешиваться с краской самостоятельно.

И на этих занятиях, и во время обычных представлений особое внимание ученые Школы уделяют безопасности. Они обязательно надевают на ребятню защитные очки, специальные  перчатки и халаты, а перед участием в "уроке" объясняют, как вести себя во время того или иного опыта. Кстати, повторять дома юным ученикам рекомендуют исключительно безопасные фокусы.