В Одессе проходит необычная выставка

1 августа 2015, 07:19
В музее представили живописные находки из мусора и подъездов

Фото: ofam.od.ua, Р. Сегедский

Реклама

Необычная выставка "Альтфатер" проходит в подвальном помещении галереи "Желтые великаны" в Одесском художественном музее — на ней собраны три десятка выброшенных произведений искусства: гобелены, графика, репродукции, этюды. Сотрудники музея признаются, что специально не оценивают картины — все они разные, но объединяет их то, что украшали они собой не стены квартир, а свалки. Чтобы дать картинам вторую жизнь была организована экспозиция, а "Сегодня" узнала историю находок.

Куратор выставки Сергей Седых признается, что идея эта не нова. "Первая выставка "Искусство на помойке" проходила в 2007 году, в рамках Кузнецовского пленэра в селе Степановка Коминтерновского района области. Посреди свалки были представлены выброшенные произведения искусства", — рассказывает нам собеседник и добавляет, известны случаи, когда известные художники собирали картины на свалках — так, например, делал известный меценат Павел Третьяков. Кстати, подобные экспозиции представляли даже в Национальной галерее в Лондоне.

По словам Сергея, продемонстрированные на выставке работы собирались спонтанно. "Я находил их в самых необычных местах. Однажды в переулке Жуковского увидел, как несколько человек копошатся в коробках — видимо, умер пожилой человек, а новые хозяева вынесли на помойку его имущество. Мне не хватило нескольких шагов, чтобы спасти одну картину, которой было больше ста лет, — на моих глазах ее сломали", — вспоминает наш собеседник. А наиболее интересная работа нашлась в поленнице в селе Степановка. Выполнена она на палитре неизвестного художника — на оборотной стороне еще сохранились краски. "Этот этюд с видом на усадьбу художника Кузнецова очень известен", — говорит Сергей.

Реклама

Есть на выставке и знаменитые работы. Например, "Сирень" одесского живописца Абрама Шистера. Долгое время он был главным хранителем Одесского художественного музея и другом семьи художника Кириака Костанди, о котором даже написал книгу. "Сирень" еще тридцать лет назад была представлена на персональной выставке автора, а в 2005 году Сергей Седых случайно обнаружил ее на лестничной площадке в подъезде дома своей тещи, на улице Богдана Хмельницкого, 37. "Одно из окон было разбито и прикрывалось какой-то картонкой, которая хлопала от порывов сильного ветра. Я присмотрелся и обнаружил, что это выставочная картина", — говорит куратор выставки. На полотне и сейчас можно увидеть следы от гвоздей, которыми прибивали картину к оконной раме.

На экспозиции с гравюрами, которым более ста лет, соседствуют и совсем новые работы. Например, раскраска на полотне, которая продается в наборах вместе с красками и кисточками. По мнению куратора выставки, она очень символична: "Чтобы приобщиться к живописи, можно купить такой набор и по контурам написать картину. Но эта работа не закончена и выброшена — видно, что даже на это человека не хватило".

Несмотря на разнообразие, наибольший интерес среди посетителей вызвал портрет седовласого старика. Нашли картину еще десять лет назад в мусорном контейнере на Греческой площади, а с тех пор так и не удалось узнать, кто на ней изображен. "На страничке музея в соцсети сейчас ведется жаркая дискуссия, в которой одесситы делятся своими предположениями. Кто-то считает, что это Лев Толстой, кто-то — что Дарвин или просто ростовщик", — рассказывает Сергей. Кстати, благодаря выставке не только картины получают новую жизнь, но и авторы находят свои работы. Так произошло с картинами одесской художницы Татьяны Поповиченко. Мастер немало удивилась, узнав о судьбе своих работ: "Когда-то у меня была мастерская в переулке Ляпунова. Когда мне пришлось от нее отказаться, она была разорена и разбита. И как же я приятно удивилась, увидев вновь свои труды!".

Реклама