В Одесском областном архиве хранят допрос воровки Соньки, расписку Пушкина и ордера Иосифа де Рибаса

25 марта 2015, 06:55
В здании бывшей синагоги находятся тысячи исторических документов и родословные семей

Реклама

В Одессе все популярнее становятся поиски предков и составление генеалогического древа. "Сегодня" выяснила, что самый верный способ узнать о своих корнях — обратиться в областной архив. Там, к слову, хранятся церковные метрические книги с дореволюционных времен, записи о бракосочетании и смерти мецената и градоначальника Григория Маразли, даже документы о рождении Ахматовой и Бабеля и протокол допроса Соньки Золотой Ручки с ее автографом в городской полиции.

Архив расположился на улице Пушкинской в здании Бродской синагоги, построенной в 1863 году. Внутри от былой красоты осталась лишь старинная винтовая лестница, которая ведет на второй этаж в читальный зал, а по стенам ползут трещины. "Нужно переехать в новое здание, чтобы документы хранились в соответствующих условиях и не портились", — сетуют сотрудники.

Сегодня в бывшей синагоге хранятся более 13 тысяч фондов и двух миллионов дел. "Архивный фонд — это документы деятельности предприятия", — пояснила нам начальник отдела информации Алена Мартыненко и отметила, что самый старый документ архива — польская грамота, которая датируется 1572 годом.

Реклама

Помимо метрических данных, свидетельств о рождении знаменитых людей и протокола допроса знаменитой одесской воровки, здесь хранятся документы канцелярии Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, ордера Иосифа де Рибаса для строительства домов первых поселенцев, расписка Пушкина в получении денег для сбора сведений о саранче, права и фотографии первых одесских автомобилистов, среди которых — черно-белый снимок 1911 года с афроамериканцем за рулем.

"Как-то мы пытались найти подтверждение одесских корней актера Сильвестра Сталлоне, но указанные в запросе факты не подтвердились", — призналась Алена.

По словам сотрудников архива, чтобы установить утерянные в прошлом родственные связи, нужно подать запрос в официальной форме и дождаться ответа от архива, который может быть предоставлен в течение месяца. "По результатам рассмотрения запроса мы информируем заявителя о наличии или отсутствии документов в архиве, о перспективах дальнейшей поисковой работы, предоставляем рекомендации и консультации", — пояснила сотрудник отдела информации Светлана Герасимова.

Обработка запросов, рекомендации, консультации и работа в читальном зале — бесплатные. Платить нужно лишь за оформление архивных справок (123 грн) и копий (50 грн), которые приравниваются к юридическим документам.

Реклама

"ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ — ТОЛЬКО РУКИ"

Документы архива хранятся на пяти этажах хранилища: дореволюционных времен — на двух нижних, остальные — на верхних. "Хранители фонда погружают затребованные исследователями документы на тележки и везут на лифте читальный зал", — рассказала замначальника отдела сохранности документов Валентина Сичкаренко и отметила, что работа — тяжелая, ведь старинные документы очень объемные, одна из метрических книг имеет почти метровую высоту и больше 2000 страниц.

Также "Сегодня" показали уникальный чертеж Одесского оперного театра 1882 года: на картонном полотне в несколько метров длиной и больше метра высотой простым карандашом в деталях прорисована одна из самых главных одесских достопримечательностей. В хранилище регулярно проходят сверки наличия документов, во время которой и проверяется их сохранность.

"Дореволюционная бумага, сделанная на основе ткани, очень быстро впитывает влагу, на ней появляется грибок, который быстро разрастается и переходит на соседние листы", — рассказывает Валентина Сичкаренко.

Обветшалые бумаги направляют в отдел реставрации, где наращивают оборванные по краям страницы, укрепляют их бумагой и чинят переплеты. "Из инструментов у нас только руки и кисточки с клеем", — смеются реставраторы.

ЗА ВСЕМ СЛЕДЯТ 48 ЧЕЛОВЕК

За таким огромным объемом документации в архиве следят 48 сотрудников. Они работают в отделах формирования документов, научно-справочного аппарата, сохранности и реставрации, а также в отделе информации, который, помимо научной и издательской деятельности, подготовки выставок и создания электронных баз данных, занимается исполнением запросов и организацией работы в читальных залах. Кроме того, архив может выполнять социально-правовые и биографические запросы, которые позволяют доказать право на собственность и установить родственные связи.