Война влияет на психику не только жителей Донбасса, но и всех украинцев – психологи

10 июня 2015, 19:03
В Украине появилась новая форма сиротства

В группах психологической поддержки детей и взрослых избавляют от стрессового расстройства. Фото: fdu.org.ua

Психологи бьют тревогу: военный конфликт на Донбассе повлиял на психику как жителей зоны боевых действий, так и всех остальных граждан Украины. Об этом на днях говорилось на конференции "Война и мир: рождение новых ценностей", которая прошла в Киеве. Волонтеры, представители общественных организаций и благотворительных фондов поделились опытом помощи взрослым и детям, попавшим в зону войны.

"У всех граждан Украины, а не только у жителей зоны военных действий, произошли изменения на когнитивном уровне. Мы все устали, долго находимся в напряжении, а психика так устроена, что долго выносить напряжение мы не можем. Война — это ситуация расщепления: есть "хорошие" и есть "плохие", и мы обязательно присоединяемся к какой-то стороне, — рассказала на конференции Алена Лукьянчук, координатор Психологической службы Гуманитарного штаба Рината Ахметова. — Для них характерно проявление "стокгольмского синдрома", определенного рода привязанности к агрессорам. Более того, мы с вами тоже его демонстрируем! То, что мы имеем на сегодняшний день, нам не нравится, но мы терпим и молчим и также являемся заложниками ситуации войны. Все уже забыли, кто первый начал, и присоединяются к тем, кто ближе".

Реклама

Психологи объяснили, почему далеко не все жители зоны боевых действий покинули зону боевых действий, остаются в обстреливаемых районах и подолгу живут с детьми с бомбоубежищах. "У психотерапевтов есть такой термин — "выученная беспомощность". Она лишает нас возможности активных действий при непредсказуемой агрессивной внешней среде. Некоторые люди, которые остаются в прифронтовой зоне, а особенно в зоне военных действий, на сегодняшний момент и демонстрируют этот феномен выученной беспомощности", — пояснила Лукьянчук. Кроме этого, посттравматическое стрессовое расстройство также распространится на миллионы жителей Украины после войны, и без помощи профессиональных психологов многим людям через 5—7 лет, как показывает мировой опыт, будет трудно преодолеть возникающие суицидальные желания и периоды асоциального поведения.

Сейчас психологи Гумштаба работают с детьми, которых коснулась война, и отмечают, что половина из них — как дети-переселенцы, так и оставшиеся в зоне военной операции — имеют признаки травматизации: эмоциональные, соматические нарушения, отклонения в здоровье. Не говоря уже о тех, кто физически пострадал во время боевых действий и получил ранения разной степени тяжести. Руководитель проектов Гумштаба Дарья Касьянова рассказала о том, что государство пока не в состоянии помочь всем пострадавшим детям. По ее словам, сегодня в Украине растет число сирот, появилась новая форма сиротства — дети погибших родителей, а в роддомах увеличилось число мам-отказниц. "Около 3800 детей при живых родителях эвакуированны государством из зоны боевых действий и отправлены в интернаты, в которых и так проживают психологически глубоко травмированные дети, — подчеркнула Касьянова. — Но надо отметить, что с начала войны увеличилась активность усыновителей по отношению к детям-сиротам Донбасса. Вся Украина звонит на горячую линию Гумштаба и портала "Сиротству — нет!" с одним вопросом: как усыновить ребенка или забрать на реабилитацию? Однако проблема усугубилась: документы по усыновлению оформить практически невозможно".

Директор по связям с общественностью и коммуникациям компании СКМ Наталья Емченко рассказала о том, как Гумштаб Рината Ахметова помогает людям, пострадавшим в результате боевых действий на востоке Украины. "В мае прошлого года специалисты Благотворительного фонда "Развитие Украины", занимавшиеся проблемами переселенцев, поняли, что не могут уделять должного внимания своим приоритетным проектам. Возникла идея создать Гуманитарный штаб "Поможем". Изначально планировалось, что штаб будет функционировать именно до того момента, пока не закончится война. У всех было ожидание, что это будет 2—3 месяца. Думали, что очень быстро подставим плечо, выступим таким костылем для государства, а оно, в свою очередь, в дальнейшем найдет решение проблем переселенцев. Но на деле все оказалось иначе", — поделилась Емченко на конференции "Война и мир: рождение новых ценностей". По словам спикера, при условии, если не будет очередного обострения или витка войны, то Гуманитарный штаб перестанет быть инструментом быстрого реагирования и сосредоточится на психологической помощи людям с травмой войны.