Заблокированные на границе с РФ украинские военные: "Вначале кружит самолетик, а потом туда летят снаряды"

6 августа 2014, 07:50
На пропускном пункте "Должанский" под артобстрелом уже месяц ждут смены одесские морские пограничники

Погорельцы. Пропускной пункт выгорел дотла. Фото: из архива пограничников

На пропускном пункте "Должанский" в Луганской области оказалась в западне маневренная группа одесского погранотряда — около трехсот человек из береговой охраны и пилоты из отдельной авиационной эскадрильи. От снабжения ребята отрезаны, все наземные постройки, военная техника, склады с провизией и машины с боеприпасами, по их словам, уничтожены огнем со стороны РФ. Теперь артиллерия начала "работать" по блиндажам и подземным укрытиям, в которых пережидают обстрелы пограничники. Сменить группу должны были почти месяц назад, но замена все не подходит. Жены пограничников собираются ехать в Киев, к руководству погранслужбы.

ПОД ОГНЕМ. "Сегодня" удалось связаться с пограничниками из одесского отряда береговой охраны, которые дежурят в "Должанском". Из Одессы в командировку они выехали еще 12 июня. С тех пор как отсюда выбили террористические бандформирования и установили украинский государственный флаг, жизнь на посту превратилась в настоящий ад. Небольшой клочок земли, на котором закрепились пограничники, оказался под постоянным огнем. Со стороны так называемой "ЛНР" по пограничникам бьют "Градом".

Реклама

"Обстрелы со стороны сепаратистов нас не больно волнуют, мы за это время достаточно неплохо окопались, и снаряды из "Градов" нам в общем-то не страшны, а вот то, чем нас обрабатывает российская сторона, — штука страшная, 152-миллиметровые снаряды вырывают воронки почти в метр глубиной. Недавно один такой в блиндаж к ребятам попал. Все четверо — насмерть", — рассказывает пограничник Сергей.

По его словам, делают обычно 2-3 залпа по 200-300 снарядов каждый. Между залпами — 30-минутные промежутки. "В это время наши так называемые "коллеги" с пропускного пункта "Новошахтинск" — россияне — открывают ворота и ждут, что мы побежим к ним спасаться и сдавать оружие. Постоят возле ворот минут 10-15, закрывают, уезжают в глубь территории, и вновь начинается", — продолжает он.

Реклама

Между "Должанским" и "Новошахтинском". Яма — след от снаряда. За чертой целого асфальта окопались террористы: из архива пограничников

ЗНАЮТ ЦЕЛЬ. Артиллерийские расчеты наводят на цель беспилотники. Первое время наши пограничники их пытались сбивать, но теперь научились определять, где будет следующий артудар. "Вначале самолетик кружит над местом, потом туда летят снаряды. Так львовянам почти всю технику здесь сожгли. У некоторых танков башню метров на 70 отбрасывало. На днях они собрали все, что осталось, и съехали, а мы остались", — рассказывает Сергей. А в последнее время беспилотники начали кружить над укрытиями наших ребят. "Тот, кто не бывал под артобстрелом, не поймет, каково это — сидеть и слушать, как рядом с тобой рвутся снаряды. Очень нехорошие мысли в голову лезут", — говорит другой пограничник Николай.

Жены одесситов уже оббили все пороги, а результата нет. Одесские же моряки оставлять позиции не собираются — без приказа не имеют права. Хотя, в случае прорыва противника, — остановить его вряд ли сумеют. "Наши мужья говорят: если и суждено погибнуть, то пусть это случится на родной украинской земле", — плачет супруга одного из пограничников Елена.

Реклама

НЕ МОГУТ ЗАМЕНИТЬ. Помощник главы Госпогранслужбы Украины Сергей Астахов сказал нам, что о проблеме знает. "Подразделения для замены этих людей подготовлены, но обстоятельства складываются так, что мы не в состоянии пробиться к ним. Подъездные пути заминированы террористами, по дорогам ведутся обстрелы, и наше руководство пришло к выводу, что сейчас безопаснее держаться на уже подготовленных позициях, чем выходить под открытый минометный обстрел", — поясняет Астахов.

Неудобные вопросы

Родные оказавшихся между молотом и наковальней пограничников хотят отправиться к Генконсульству РФ в Одессе и попросить тамошних дипломатов пояснить, как так получается, что украинская сторона пограничного пункта "Должанский—Новошахтинск" полностью разрушена, а российская — нет. Оставленные снарядами рытвины на асфальте указывают, что прилетели они с той стороны границы. Тем временем моряков-пограничников интересует вопрос: "Какова стратегическая необходимость в том, что они сидят в норах на разрушенном пропускном пункте, когда в 4—5 километрах от него идут грунтовые дороги, которые никто не контролирует. Хочешь — КамАЗ с боевиками гоняй, хочешь — бронеколонны проводи", — говорят одесситы.