Одна из самых больших тайн веры: жизнь после смерти

27 сентября 2014, 07:30
Где скитается душа умершего и почему нельзя кремировать тело

Смерть - не конец.

Сразу скажем, данная тема — это вопрос веры, которую невозможно доказать. Потому спекуляций на ней, лжеучений и лжесоветов столь много, что большинство людей и обсуждать это не хотят. Говорят, в падающем самолете или на войне нет атеистов. Мысли о смерти — один из путей к Богу. Вместе с настоятелем храма "Живоносный источник", иеромонахом Иларионом, мы пытались разобраться — что говорит о жизни после смерти Священное писание и святые отцы церкви.

СКИТАНИЯ ДУШИ. В православном мире считается, что первые два дня после смерти душа человека находится на земле, потом проходит мытарства, потом поклоняется Богу. На девятый день Господь показывает ей обители Рая и Ада. На 40 день после смерти душа получает определение — где она будет: в Раю или в аду. Изменить же это определение возможно будет только на Страшном суде.

Реклама

"Христос не говорил о мытарствах, он говорил о Рае и Аде, о жизни по заповедям, — рассказывает отец Иларион. — А сведения эти появились гораздо позже, и подробно описаны в книге "Мытарства блаженной Феодоры" и содержатся также в произведениях Иоанна Златоуста, Макария Великого. Я бы советовал прочесть о мытарствах каждому, кто заботится о своей душе. В книге перечисляются 20 мытарств — грехов, за которые будет стяжание (празднословие, ложь, осуждение и клевета, чревоугодие, леность, воровство, сребролюбие и скупость, лихоимство, неправда, зависть, гордость, гнев и ярость, злопамятство, убийство, чародейство и призывание бесов, блуд, прелюбодеяние, содомские грехи, ересь, немилосердие и жестокосердие)". В данной книге описывается, что бесы, управляющие мытарствами, предоставляют список грехов — проступков, а ангелы — добрые дела души при жизни. Если добрые дела перевешивают злые — душа проходит к следующему испытанию. Если количество злых дел превышает добрые, и ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят душу в ад на стяжание. Чтобы избежать стяжания за совершенный грех, его нужно исповедовать (потому важна исповедь). После прохождения мытарств душа идет на поклонение к Богу.

Третий, девятый, двадцатый и сороковой день очень важны для души. Ведь решается ее участь. Поэтому в эти дни церковь усиливает свои молитвы. Важно посетить храм родным, помолиться за умерших с верой, что по нашим молитвам Господь помилует души усопших.

ПРОТИВ КРЕМАЦИИ. "Церковь очень благоговейно относится к телу человека, ведь оно было неразрывно связано с душой, — говорит отец Иларион. — Через него человек принимал все — и любовь, и ласку, и приобщение Святым таинствам. И в вечности это обновленное тело восстанет во славе. Потому, из благоговения к телу человека, мы не благословляем кремацию".

Реклама

КЛИНИЧЕСКИЕ СМЕРТИ. "С одной стороны, Господь и без клинической смерти открывал святым отцам церкви истину о жизни после смерти, в видениях, снах, — говорит отец Иларион. — Чтобы поверить в загробную жизнь — достаточно спуститься в пещеры Киево-Печерской лавры к святым мощам. Почему эти тела не истлели? Где Бог — там нет тления. С другой стороны, если люди пережили клиническую смерть — их жизнь с храмом связывается навсегда. Им уже не нужно ничего доказывать, они сами могут рассказать многое. Думаю, через клинические смерти Господь хочет нам сказать: верим мы в Бога или нет, Он от этого не перестает быть, а вот наша жизнь без веры совершенно бессмысленна".

ПАМЯТЬ ДУШИ. Иеромонах Серафим Роуз в книге "Душа после смерти" соединил множество случаев клинической смерти с учениями святых отцов. "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей сфере без всякой связи с телом, которое ей скорее бремя, чем польза" (св. Амвросий "Смерть как благо"). Преп. авва Дорофей добавляет: "И ничего не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела" (авва Дорофей. Поучение 12).

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ СВЯТОГО ЛАЗАРЯ

Реклама

Евангельскую историю воскрешения Лазаря Иисусом помнят по фразе Христа: "Лазарь! Иди вон". Какой же была дальнейшая жизнь Лазаря? А прошла она на Кипре, где он нашел приют, спасаясь от первосвященников, желавших убить его, чтобы люди не уверовали в Иисуса. Лазарю было тогда около 30 лет. В 45 апостолы Павел и Варнава рукоположили его в сан епископа, после этого 18 лет Лазарь был пастырем общины Китиона (ныне — Ларнака). Там его посетила Матерь Божья и подарила архиепископскую мантию. По преданию, Лазарь после воскрешения никогда не улыбался, потрясенный видом, который открылся ему в Аду, где он провел 4 дня.

ПРИТЧА. Христос часто говорил с учениками притчами, в том числе на тему загробной жизни: "Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер богач, и похоронили его. И в Аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря и возопил: отче Аврааме! умилосердись и пошли Лазаря, чтобы омочил перст свой в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо, вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал: если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят" (Луки. XVI, 19—31).