По святым местам: скиты и послушания в Святогорской лавре

7 июля 2015, 10:00
"Кремлевская" стена на хоздворе, школьные храмы и исповедь перед посадкой

/ Фото: Сергей Ревера

Реклама

В Святогорской лавре — пять скитов по Донецкой и Луганской областям. Всехсвятский скит еще называют "деревянным" — он выполнен в стиле русского деревянного зодчества. До революции здесь было монастырское кладбище и каменная церковь Всех Святых, уничтоженные в советское время. В 2002 году монахи решили восстановить утраченное. "Представьте, когда копали фундамент для нового храма, нашли даже неразорвавшиеся во время ВОВ снаряды — ручные гранаты и мины, связанные за запалы ржавой проволокой! — говорит наш гид, отец Лазарь. — Как они не разорвались, одному Богу известно! Что делать? Надо ж разминировать... Дали запрос в военкомат. Те, когда узнали, что мы выкопали, ответили, что ничем помочь не могут. Зато согласился подсобить местный мужчина, бывший афганец. А потом, когда уже саперы из Днепропетровска уничтожали снаряды в карьере, грохот такой стоял, что стекла в Успенском соборе дрожали! Кстати, наш владыка обладает архитекторскими способностями и сам делает проекты строящихся церквей. Восстанавливать храм помогал... выходец из Нигерии! Он учился в Донецком университете, женился в Украине, принял православие. Крестили Эзума с именем Иннокентий. Он и пожертвовал два вагона бревен для строительства церкви в скиту". 

С восстановлением кладбища, снесенного в 1953 году, тоже было непросто. А ведь на нем были погребены преподобные, которые ныне прославлены в лике святых! При реконструкции кладбищенской территории владыка сказал братии: "Вы копайте небольшие поперечные траншеи, если находите могильные "пятна" — ставьте крест. В один прекрасный день братия звонит владыке: "Нашли ящичек!". Думали, что это детское погребение. Во время войны здесь хоронили деток в ящиках из-под снарядов или патронов. Но когда открыли, а там — монашеские одежды, мантия, кости светлые такие, а под всем — бутылка с запиской внутри. Разбили бутылку, а там письмо: "В 1923 году монах Никон Кравцов под скалой пещер взял мощи нашего настоятеля, преподобного Арсения (Митрофанова), которые были выброшены кощунственной рукой из пещер. Эти мощи мы похоронили в могиле преподобного старца Исаакия-прозорливца. Просим будущую братию молиться за нас грешных и недостойных. Игумен Михаил с братией". Так мы нашли одновременно и мощи отца Арсения и отца Исаакия. Когда же поднимали мощи, появилось такое благоухание, что монахи не расходились до двух часов ночи! Пока мощи были в ризнице в Покровской церкви, все это время там было это благоухание. Сейчас записка хранится в музее. Этот скит предназначен для молитв и сельскохозяйственного послушания братии, и без благословения владыки посторонним, особенно женщинам, там быть не разрешается. Можно попасть в скит с монастырским экскурсоводом, а так для праздного любопытства сюда никто не заходит. На богослужения паломников в скит пускают дважды в год: на храмовые праздники "Всех святых" и "Всех святых в земле русской просиявших". Вот уж когда здесь яблоку негде упасть! Вместиться в храм все не в состоянии, потому многие ждут на улице долгую 5-часовую службу с проповедью и крестным ходом. Батюшки исповедывают прямо на улице.

"Летом сюда приезжает детвора на послушание, — говорит отец Лазарь. — С 5:00 подъем, дойка коров, полуночница. Скитоначальник отец Амвросий шутит: "Детки у меня все лето — послушники, а я у них — мученик".

Реклама

ЖЕНСКИЙ СКИТ

С появлением женского скита на базе мужского монастыря — целая история вышла. В 1991 году госчиновник Сергей Лунев в Богородичном в 5 км от Святогорска купил земельный участок с прекрасным видом на излучину реки и Святые Горы. "Хотел дом строить, а тут местные жители приходят к нему знакомиться и говорят: "Нельзя, Сергей Георгиевич, дом здесь строить. На этом месте прежде древняя церковь стояла". Тот перепугался, приехал в Святогорскую лавру к владыке Арсению и спрашивает: "Что мне делать? Землю купил, а строиться не могу". Владыка и предложил: "Вы на том месте, где был храм, поставьте крест и сделайте клумбу, а дом в сторонке стройте. Бог все управит". Так и сделали. А семья Луневых все чаще стала в Лавру приезжать и задумываться, что оказались они здесь не случайно, а чтобы возродить разрушенный сельский храм.

Батюшка шутит:  "Детки у меня —  послушники,  а я у них —  мученик"

С таким предложением он и пришел к владыке за советом и благословением. И уже в 2000 году святогорцы совершили закладку нового храма. В этот день произошло чудо — несмотря на многодневный обложной дождь, только здесь не упало ни одной капли, тучи вокруг села расступились. Жители не только активно помогали строительству, а некоторые даже передавали свои участки под часовню и другие постройки.

Реклама

К 2004 году в селе вырос 33-метровый храм (по числу лет Христа Спасителя) с прекрасными колоколами весом до 1,3 тонны. В храме уникальный иконостас из индийского зеленого мрамора. В куполе — мозаика. Благотворитель воцерковился, стал в храм ходить, уже в зрелом возрасте с женой повенчался. А в храм с каждым годом все больше людей стало приходить. Брат благодетеля продолжает строить еще один собор, а возле храма как-то сам собой образовался женский скит.

Сегодня здесь 30 сестер. "Сестринский корпус пригодился, когда началась война у нас на Востоке, — вспоминает матушка Амвросия, старшая сестра скита в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". — Позвонили нам из горадминистрации и спрашивают: "Есть у вас возможность принять людей из Дебальцево? У нас на вокзале 600 человек". Конечно, мы поехали на вокзал, и в четыре ходки привезли 120 беженцев. Самому младшему было две недельки, тут мы его и покрестили. Сейчас у нас до 40 беженцев (из них 20 деток). Многие бы и остались, но звонят — некому работать, несмотря на то, что в Дебальцево до сих пор стреляют. Вот, Евгения с мужем поехали туда домой работать, а детки с бабушкой — у нас. Звонят и плачут: цех только один работает, постоянно бомбежки, зарплату задерживают, да и платят копейки, но что делать? Так и ездят на работу под пули. А сегодня мы Марину успокаивали: ей позвонили из-под Дебальцево, рассказали, что маму с грудным ребенком осколочными гранатами насмерть убило. Успокаиваем. Первые дни беженцы вообще не разговаривают, потом отходят. Бывало, подойдешь, спросишь: "Как вам у нас? Еды хватает?". А они плакать начинают: "Мы ведь месяц в подвале сидели, нам тогда так кушать хотелось, что до сих пор едим и наесться не можем!". Поначалу и детки сильно болели разными воспалениями. Мы врачей постоянно приглашали... Зато есть и другое — многие благодаря этой ситуации первый раз поисповедовались, причастились. Одна даже пожелала остаться в обители".

Сама матушка Амвросия — из Западной Украины, постоянно ездит за картошкой на родину к себе в село на Волыни, на границе с Беларусью. "Последний раз, когда ехала, боялась, как меня воспримут — скит в Донецкой области, — говорит матушка. — Но люди, когда узнавали, откуда мы, в два раза больше картошки давали: "Вам нужно, вам же там тяжело". Наши люди, к счастью, мудрее, чем наши политики".

Рядом есть часовня с чудотворным источником. Водичка в мраморную чашу с крестом поднимается с 30-метровой глубины. В часовенке есть тетрадка, куда записывают исцеления, чудеса. Матушки рассказывали: как-то приехала семья, и в храме девочка все время что-то ела, да с таким аппетитом. Смотрели матушки, смотрели, потом не выдержали и сделали замечание родителям. А те: "Ну что вы! У нас тут дочка исцеление получила! Она болела дистрофией. Куда ни возили, ничего не помогало. А потом водички в Богородичном попила — и исцелилась. Теперь аппетит — не остановить".


В Богородичном. Уникальный иконостас из индийского зеленого мрамора.

Источник. Целебная вода течет прямо из мраморного креста.

ПОСЛУШАНИЯ: перед посадкой — исповедь

Заслужить монашеские одежды нужно не только знанием молитв, а еще ежедневным трудом, желанием выполнить то, что скажут старшие. Благо, лаврское хозяйство очень большое: помимо 200 га полей, коровника и огромной пасеки есть множество мастерских — столярная, слесарная, прачечная, пошивочная, кузнечная, трапезная, пекарня, просфорня, теплицы, сад, виноградники, птицеферма. Лаврские мастерские отделены стеной с зубцами, как в Кремле. Монахи шутят: "Кто имеет желание быть похороненным у кремлевской стены — места пока есть".

Отличия от обычных мастерских в том, что все делается с молитвой. Помимо правил (молитв), положенных по уставу, монахи каждый час читают акафисты Божией Матери о мире. Для монахов важны удивительные детали. Например, у них настолько трепетное отношение к своим облачениям, что даже воду, в которой их стирают, выливают не в канализацию, а по отдельному водоотводу в "непопираемое" место. А в теплицах монахи перед посадкой растений исповедуются и причащаются. Неудивительно, что у них даже лайм растет после этого! "Мы эксперимент проводили на легкую руку, — говорит старший на теплицах, отец Конон. — Сажали растения несколько человек, а потом смотрели — у кого какие всходы.Так отбор некий проводили".

"Вода и пища, которую готовят, впитывают в себя все, что произносишь, — говорит владыка Арсений. — Если с молитвой и крестным знамением, то и вода и еда полезны будут. Потому что призывается благодать Божия. Так что в монастыре все по отдельности продукты крестят, а потом, как приготовят, окропляют святой водой. Был у нас такой Ваня, послушник, служил на трапезной. Вот однажды старший трапезник заболел, и ему надо для братии борщ варить. Тот в панике побежал в Успенский собор, три поклона у чудотворной иконы положил и просит: "Матерь Божия, помоги! Я сроду борща не варил! Что делать?". И пошел варить, никуда ж не денешься. Так он такой борщ сварил — братия добавки просила! С тех пор варил борщ, как никто".

На кузне нам показали уникальный механический молот, который настолько аккуратно бьет, что может закрыть спичечную коробку, не повредив ее. "Это ювелирная работа", — уверен инок-кузнец.

МЕТОД СПАСЕНИЯ: школьные храмы

Закрытие сельских школ — беда многих украинских сел. У святогорских монахов есть свой путь решения этого вопроса. Сокращенные школы местные власти передают монастырю, обитель делает там капремонты, оборудует внутри храм или часовню. А где храм, там и люди. Так одну школу в селе Долина уже спасли. "Она была на грани закрытия, так как после морозов разорвало трубы, а в неотапливаемой школе детки быть не могут, — рассказал "Сегодня" настоятель школьного храма архимандрит Феофан. — Лавра помогла наладить отопление, а в одном из классов решили сделать часовню. Директор школы оказался православным человеком, был иподиаконом у трех владык и певчим в храме в Славянске. Окончив пединститут, сначала работал в Святогорске учителем. В облоно начальник нам так и сказал: "Церковь в школе мы построить не можем, но комнату-музей для изучения христианской этики — вполне. С тех пор каждое воскресенье и праздничные дни в школьном храме — службы. Если в учебные дни выпадает какой-то праздник, то директор разрешает ученикам быть на службе, чтобы исповедаться и причаститься. А так как здесь еще и детский сад на первом этаже, то причащается еще и весь детский садик. Ребятишки сами колядуют. Традиций с колядками в этом регионе почти не было. Мы возрождали их практически с нуля. А теперь дети колядуют сами, а заработанные деньги тратят на подарки в детские дома".

В выпускном  альбоме  донецкой  глубинки —  монах-учитель.

Отец Феофан с удовольствием показал нам выпускной альбом 9-классников Долинской школы Донецкой области. Мы такого еще не видели — на титульном листе в роли главного учителя и наставника учителей — священник в парадном облачении.

Чтобы не закрыли. Власти передали закрытую школу Лавре.

"Во всех окрестных школах возле Лавры есть преподавание христианской этики, духовно окормляем четыре школы, — рассказывает владыка Арсений. — В Святогорске по расписанию отец Рафаил ходит на уроки, с 1 по 11 класс. Один батюшка говорил: "Вы сначала родителей научите, а потом они сами детей научат". Потому в Долине у нас две воскресные школы — одна для детей, другая для взрослых. А сейчас рядышком, в селе Никольское, школу закрыли. Передали монастырю, там сейчас вовсю идет ремонт, в котором участвуют и местные жители, и учителя. Лаврские монахи и селяне надеются, что после ремонта здесь будет действовать не только церковь, но возобновится и школьная жизнь. Ведь живет тут около 80 человек детей, да и число переселенцев растет.

Школьный храм. Один из классов переоборудовали под церковь.

СТРОИТСЯ ХРАМ В ДОЛИНЕ СМЕРТИ

Есть рядом с лаврой село Долина, которое немцы называли Долина смерти — место, где летом 1943 года шли жестокие бои, погибало по 5000 человек в сутки! Село было стерто с лица земли, от него остались два дома, а люди до 1953-го жили в землянках. Был разрушен и сельский храм. "Возникло желание построить и освятить храм святым воинам, чтобы братия молилась за тех, кто погиб, защищая нашу землю, — говорит отец Лазарь. — Селяне весной даже пахать не могли: кругом на глубине до метра — кости человеческие. Храм, построенный в скиту, посвящен святому великомученику Георгию Победоносцу. Это реконструированная копия Покрова на Нерли XII века во Владимирской области. Но в оригинале отсутствуют притвор и галерея, а в нашем храме они есть, — добавляет архимандрит Феофан. — Наш храм в честь Георгия Победоносца и Покрова на Нерли — мемориальные: в воспоминание обо всех убиенных воинах. Службы пока ведутся по большим праздникам, так как идет благоукрашение интерьера".

Храм. Как Покрова на Нерли.