Воскресная школа: тайна исповеди – АТО для души

10 сентября 2014, 08:00
Как правильно подготовиться к таинству и уберечь себя от ошибок

Христианство подразумевает осознанный подход к тому, что мы делаем.

Приходит пациент к хирургу и говорит: "Доктор, что такое? Куда ни ткну пальцем — везде болит! И тут болит, и там болит". "Да у вас, батюшка, палец сломан!". Так и разговоры о душе. Кажется, лучше вообще не трогать, а то… АТО будет. Особенно если душа болит. А ведь болит — значит, ранили мы ее сильно, в грязи измазали, затолкали всяким хламом ненужным. О каждом из нас еще апостол Павел говорил: "Что хочу делать доброе — того не делаю, что не хочу делать злое — то делаю". Тяготения сделать плохое в нас, к сожалению, больше, чем сделать хорошее. Потому что согрешить — интереснее, комфортнее, приятнее. Только вот душа-то — чистая и светлая. Переполнившись "интересностями и комфортностями", она начинает болеть. И снять эту боль души можно только одним способом — покаянием и исповедью. Это и есть антитеррористическая операция для сохранения души. И как в любой операции — здесь нужна встреча с врачом, диагностика, подбор лекарств и противопоказания.

ЧТО ТАКОЕ ПОКАЯНИЕ?

Реклама

Покаяние — Таинство, в котором верующий человек исповедуется: открывает устно свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. Для получения прощения (разрешения) грехов от исповедующегося (кающегося) требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа и надежда на Его милосердие. Так сказано в Законе Божием.

ДИАГНОСТИКА ГРЕХОВ

"Новичкам, как правило, рекомендуют готовиться по книге Игнатия Брянчанинова "В помощь кающимся", — советует архимандрит Филипп. — Выделите себе полчаса, чтобы сесть дома, выписать те грехи, которые относятся к вам. Ничего страшного не будет, если с этим списком вы придете на исповедь. Главное, чтобы это не превратилось в формализм. Раскаяние — когда человек понимает, что он совершил плохое и кается в этом. А истинное покаяние — это исправление, преображение человека, изменение образа мысли, и предполагает оно не только понимание своего греха, но и борьбу с этим грехом".

Реклама

ПОДБОР ЛЕКАРСТВ

"Три дня надо поститься — есть пищу без молочного, мясного и даже рыбного, — говорит отец Филипп. — Накануне прийти на вечернюю службу, прочесть три канона: канон покаянный Спасителю, канон Божией Матери и канон Ангелу Хранителю. И самое главное — последование ко святому причащению. Исповедоваться можно или на вечерней службе, или на литургии перед причастием. На исповеди нужно вспомнить и перечислить все свои грехи. Когда священник прочтет над вами разрешительную молитву, нужно испросить у него благословения — можно ли идти ко причастию".

ВСТРЕЧА С ВРАЧОМ

Реклама

"Часто люди думают, что приходят на исповедь к священнику. На самом деле они приходят на встречу с Богом, — говорит отец Дамиан. — Христос, когда отправлял своих учеников на общественное служение, говорил: "Кому отпустите грехи, тому отпустится на Небе, кому свяжете на земле, тому свяжется и на Небе". В лице священника человек обещает Богу, что он больше этого делать не будет". Если же человек говорит: "У меня нет грехов", значит он духовно слеп. "Если мы заглянем в свою душу духовными глазами, то увидим в ней множество греховных поступков, — поясняет отец Дамиан. — Бывает и наоборот: человек приходит и говорит: "Я всем грешен". Тогда приходится уточнять: вы кого-то убили? Нет, не убивал. Вот видите, не всем грешны". Или наоборот, говорят: "У меня грехов нет, я никому зла не делаю: никого не убил, никому не изменил". Но грех еще и в раздражении, обидах, унынии, грубых словах, плохих мыслях о ком-то. Если человек и отрицает даже такие грехи — скорее всего, он и каяться не желает". Отец Филипп вспоминает: "На исповеди подошел пенсионер, и священник спросил: "В чем каетесь?". Он отвечает: "Не слышу!". Тогда священник тихим голосом у него спрашивает: "Как вас зовут?" Пенсионер называет имя. Потом духовник снова громко спрашивает его: "В чем каетесь?". Тот снова: "Не слышу!". Это лукавство, а не исповедь". "Осознание греха не столь нужно священнику и Богу, сколько самому человеку, — уточнил отец Дамиан. — Иначе мы не знаем, с чем бороться. А духовная жизнь — это духовная борьба с самим собой".

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: пять мифов, которые мешают каяться

МИФ 1: Это сеанс психотерапии

"Исповедь — таинство, в котором человек осознает и выражает свою греховность, а не перекладывает вину на других, — говорит отец Дамиан. — Не нужно здесь рассказывать о своих проблемах и своей жизни. Хотя часто бывает так, что называя грехи, человек невольно переходит на подробности: "У меня свекровь такая, сказала то, я ей ответил это…", и начинает себя оправдывать. Так нельзя. Исповедь — честное признание своих грехов и стремление больше их не совершать".

МИФ 2: "Стыдно, я грешнее всех"

Часто люди просто стыдятся говорить о грехах, но все мы люди, все грешные и немощные, даже священники, говорят священники: "Только Христос был без греха. Священника не удивишь никаким грехом. Стыд появляется из-за гордости, которая идет еще с первородного греха. Стыд — удар по гордости, но он же и помогает изменить свою жизнь".

МИФ 3: "О моих грехах расскажут другим"

Если священник кому-то что-то расскажет, он будет очень сильно наказан Богом. Из страха Господнего наказания священники соблюдают тайну исповеди. О грехах должен знать Бог, священник и исповедующийся человек. Проговорившемуся отступнику запрещается исповедовать.

МИФ 4: "Исповедаться можно по интернету"

Любое таинство должно быть при живом участии человека, а не на расстоянии. Исповедаться по Интернету просто недопустимо, хотя бы по той причине, что не сохранится тайна исповеди. Есть угроза, что вашу переписку выставят напоказ.

МИФ 5: "Это только для взрослых"

"Если в детстве не будешь с ребенком говорить о Боге, то всю последующую жизнь тебе придется разговаривать с Богом о детях, — вспоминает отец Дамиан замечательную еврейскую пословицу. — В традиции православной церкви ребенок допускается к таинству исповеди в семь лет. В этом возрасте у детей появляется абстрактное мышление, и они уже отдают отчет своим действиям, готовы нести за них ответственность. Конечно, родителям нужно объяснить ребенку, что такое грех на примере плохих поступков (например, рассказать, что грех — поссориться с кем-то, нагрубить, обмануть, не послушаться учителей или родителей). И объяснить, почему это плохо, и что это отдаляет его от Бога. Когда ребенок неправильно поступает, он уже осознает это, — а осознание и понимание — одно из составляющих покаяния и исповеди". Важно пройти исповедь в начале учебного года или накануне. Часто от грехов у нас памяти нет. Исповедь все очищает: и душу, и ум, и сердце. Тогда и учеба будет лучше и легче.