Обнаженная. Работа Александра Архипенко
Скульптор и художник Александр Архипенко изобрел в скульптуре собственное направление — Архипентуру. Она имела огромное влияние на развитие модерна, и не только в скульптуре, но и в архитектуре и дизайне Европы и Америки. Сконструировал он особый механизм — движущуюся живопись, ставшую прабабушкой нынешних жалюзийных бигбордов. Работы Архипенко изменили мировые представления о скульптуре начала XX века. Именно он впервые объединил в композицию стекло, дерево, металл, целлюлозу.
Талант великого киевлянина обнаружился в детстве благодаря неудачному падению с велосипеда и длительной отлежке в лазарете. Там со скуки в подражании Микеланджело и состоялась первая проба грифеля. Отцом Архипенко был профессор Киевского университета. Парень учился в Киевском художественном училище, но вылетел оттуда за участие в
в революционных выступлениях студентов в 1905 году. Затем он учился в Москве и Париже, где жил в колонии художников "Улей", общался с Модильяни, открыл свою школу.
С 1923 года Архипенко обосновался в США. Он оформлял на выставке в Чикаго украинский павильон. Для парков Чикаго создал памятники Шевченко и Франко, князя Владимира. Его работами восторгались Аполлинер, Пикассо, Леже... Выставлять их у себя главные музеи мира. В Киеве в открытом атриуме бизнес-центра "Киев-Донбасс" (ул. Пушкинская, 42) мастеру установлен памятный знак "Возвращение Архипенко" в виде копии одного из его женских образов.